Эстетика сюрреалиэма
06.04.2020Дизайнеры не были единственными пострадавшими от массированной атаки коммерческих интересов. Выбор места проведения форума — той же территории в центре Парижа, где проходила Всемирная выставка 1900 года, — свидетельствовал о поражении сторонников социальных реформ (в том числе ряда архитекторов, включая Ле Корбюзье), которые пытались убедить французское правительство в том, что выставка должна стать полигоном для решения обострившейся в послевоенной Франции проблемы массового жилого строительства. Вместо архитектурного конкурса вариантов застройки свободной площади, которая после закрытия выставки могла быть заселена (такой стратегии следовал в двадцатых годах Немецкий Веркбунд), выставочный коми- тетрешил устроить соревнование временных павильонов-витрин иностранных производителей, дизайнеров из французских провинций и национальных гильдий, а также всех желающих частных компаний, готовых внести значительную арендную плату.
Огромный туристический успех выставки оказался прямо пропорционален ее художественной посредственности. Архитектура большинства павильонов сводилась к сглаженным или слегка геометризированным версиям старых стилей, и почти все представленные предметы роскоши вполне могли бы быть созданы четвертью века ранее. Устроители полностью проигнорировали новаторскую мебель, предлагавшуюся группой «Де Стейл» и Баухаусом, так что единственной допущенной в Париж (и широко имитируемой) иностранной маркой осталась основанная в 1903 году венская мастерская «Винер Веркштетте». Как ни странно, многие из лучших дизайнеров, чьи имена мы ныне связываем с ар-деко (например, Эйлин Грей или Пьер Шаро), либо не участвовали в выставке вообще, либо представили совершенно традиционные интерьеры. «В сущности, — замечает Нэнси Трой, — выставка в целом вполне может быть описана как попытка связать тогдашнюю французскую современность с уже потерянным или стремительно уходящим прошлым. Длинные аллеи, окаймленные подстриженными газонами, разделяли симметрично расположенные здания, вселяя чувство стабильности и порядка, которое Франция никак не могла обрести вновь на протяжении семи лет, прошедших после окончания Первой мировой войны. Бесстыдная роскошь большинства павильонов резко контрастировала с финансовой ситуацией, в которой готовилась выставка».
Нужен виртуальный сервер с выделенными IP-адресами ? Купить сервер, дедик, VPS стоит в таком случае.
Стоит добавить, что, хотя посетители выставки принадлежали преимущественно к среднему классу, составлявшему в тогдашней Франции менее трети населения, большая часть представленных товаров была по карману очень немногим даже из них. Выставка напоминала мир фантазии, где можно было помечтать о безбедной жизни, чтобы затем устремиться в близлежащие универмаги на поиски дешевых имитаций понравившегося блюдца, чайника или столика. Эта коммерческая стратегия была сродни той, которая используется в индустрии «высокой моды», и неудивительно, что в выставке участвовали известнейшие кутюрье, в частности Поль Пуаре, три павильона которого представляли собой плавучие феерии, курсировавшие по Сене.