Антай и ковровый метод
25.08.2020Ковровая (allover) живопись неразрывно связана с индексальностью — к этому заключению примерно в те же годы пришел Симон Антай ( 1922-2008). Если Морелле наткнулся на эту структуру во время борьбы с наследием Билля, Барре — когда избавлялся от а старых рецептов JEP, то проклятием Антая был сюрреализм. Хотя сейчас, в обратной перспективе, ясно, что сюрреализм в послевоенной Франции находился в состоянии агонии, в то время он все еще занимал главные позиции во власти. Андре Бретон был деятелен до самой смерти в 1966 году, и французский художественный рынок и публичные институты были завалены работами его протеже, преимущественно третьего поколения имитаторов тех художников и поэтов, которые сгруппировались под его знаменем в середине двадцатых годов.
Антай начинал как сюрреалист в начале пятидесятых, затем постепенно пришел к абстрактной живописи жеста, быстро снимая несколько слоев влажной темной краски с фонов своих больших холстов широким мастихином или шпателем. Его большие ковровые картины 1959 года, неожиданно напоминающие «Материологии» Дюбюффе ровно того же времени, но с более декоративными эффектами, отмечают поворотный пункт в его развитии. В то время как в работах Дюбюффе этого периода ковровый метод — скорее исключение, он стал трамплином для Антая, который с тех пор с ним не расставался: благодаря Поллоку, открытому им незадолго до этого, он понял, что должен изобрести новый метод нанесения краски на холст и членения его поверхности.
Делаете первые шаги в гемблинге? Начните свой путь вместе с BooiKazino.org. Несмотря на то, что этот клуб открылся совсем недавно, его популярность растет очень быстро.
Этим методом, начало которому было положено в следующем году, стал «pliage» (буквально — «сгибание», хотя точнее было бы назвать это комканием). Антай начал складывать холсты перед тем, как покрывать их краской, так что при разворачивании на них оставались белые складки разных размеров в форме листьев или языков пламени. Сначала Антай заполнял эти складки другим цветом или другим оттенком того же самого цвета, придавая поверхности холста вид окаменевшей шкуры рептилии, но вскоре, перейдя на более жидкую краску и больший масштаб, стал оставлять места, на которые не попала краска, нетронутыми: их сияющая белизна контрастировала с монохромным, декоративным и случайным по характеру узором окрашенной поверхности. При всех дальнейших вариациях живописная практика Антая всегда была построена на автоматизме и неконтролируемости, и наиболее удачные его работы передают то удовольствие от изумления, которое художник, надо полагать, испытывал в момент разворачивания холста.