Активистское искусство
25.11.2020Герхард Рихтер пишет картину «18 октября 1977 года»: немецкие художники рассматривают возможность возрождения исторической картины.
Созданный в 1988 году Герхардом Рихтером цикл картин «18 октября 1977 года» (1, 2), посвященный яростным попыткам группы Баадера — Майнхоф [леворадикальная террористическая группа, действовавшая в ФРГ с 1968 года; здесь названа по именам Андреаса Баадера ( 1943-1977) и Ульрики Майнхоф (1934-1976), входивших в число ее первоначальных лидеров; официальное название — «Фракция Красной армии». — Пер.] свергнуть капитализм, явился итогом длинного ряда разнообразных попыток немецких художников использовать живопись в качестве инструмента критического осмысления истории Германии. В то время как основная часть послевоенного искусства в Европе и США избегала отсылок к недавнему прошлому — как довоенному, так и времен самой войны, немецкая живопись отличалась тем, что начиная с шестидесятых годов стремилась противостоять этому исключению исторических референций, в целом узаконенному неоавангардом.
Делаете ремонт в ванной комнате? Сэкономить пространство помогут душевые кабины с высоким поддоном. В интернет-магазине Deto вы найдете высококачественные товары по доступным ценам.
В контексте немецкого послевоенного искусства попытки повернуть живопись лицом к истории предпринимались по крайней мере с 1963 года, с момента показа «Большая ночь пошла прахом» Георга Базелица (а также последовавшего за этим скандала и изъятия картины властями). Прежде всего этот тип искусства старался с почти пропагандистским пылом реконструировать пространство специфически германской культурной традиции и подчеркнуть ее непрерывность в противостоянии всем стандартам, усвоенным визуальной культурой за первые семь послевоенных лет, — особенно стандартам живописи «информель», а также тем, которые установились в результате подъема американского поп-арта. Выступая против них, искусство Базелица претендовало на то, чтобы его рассматривали в прямой генеалогической связи с живописными традициями довеймарской Германии, в частности с живописью Ловиса Коринта и немецкого экспрессионизма. Оно намеренно обходило стороной не только все движения послевоенного интернационального авангарда, но и, что характерно, основанные на фотографии практики веймарского дадаизма, вновь помещая в центр визуальной культуры живопись.