Гамбиты авангарда
12.01.2021Большая ретроспектива Гогена состоялась в Осеннем салоне 1906 года, однако такие художники, как Пикассо, начали изучать его еще в 1901 году. Андре Дерен (1880-1954) в картине «Танец» [1) — причудливой тропической сцене с попугаем, змеей и ритмично организованными декоративными женскими телами — трактовал гогеновский примитивизм как фовистский праздник свободы цвета и женской чувственности. Матисс тоже писал подобные идиллии: «Роскошь, покой и сладострастие» ( 1904-1905) и «Радость жизни» ( 1905-1906), однако изображенные им сцены имеют в большей степени пасторальный, чем примитивистский характер, и, когда в 1906 году он всерьез увлекся племенным искусством, его внимание, как и внимание Пикассо, было направлено скорее на форму, чем на тематику. Забавно, что к моменту открытия ретроспективы и Матисс, и Пикассо в силу своей сосредоточенности на форме уже утратили интерес к Гогену. Стремясь усилить структурную основу своего искусства, оба отвернулись от Гогена и полинезийских мотивов и обратились к Сезанну и предметам африканской культуры, причем эти явления были восприняты ими в комплексе, что позволило им отчасти избежать чрезмерного влияния каждого из них. Позднее Пикассо даже настаивал, что африканские скульптуры, которые они с Матиссом собирали, были «свидетелями» развития его искусства, а не его «моделями», этим отрицанием лишь признавая важность для себя племенного искусства, как это делали и другие примитивисты.
Матисс и Пикассо пришли к примитивизму разными путями. Поначалу оба интересовались скульптурой Египта, которую можно было видеть в Лувре. Но очень скоро Пикассо переключился на иберийские рельефы с их широкими линиями — их влияние ощутимо в его портретах 1906-1907 годов, тогда как Матисс, всегда в большей степени связанный с ориенталистским направлением во французской живописи, отправился в Северную Африку. Так или иначе, в конце 1906 года оба художника были готовы к восприятию африканских масок и скульптур.
Хотите отдохнуть после тяжелого дня? Заходите в казино вулкан 24 и получайте заряд положительных эмоций.
Как лаконично заметил Пикассо, «у Ван Гога была японская гравюра — у нас была Африка». Но из этого искусства они извлекли разные уроки. С одной стороны, африканская скульптура была особенно важна для кубистского коллажа и конструкции, с другой стороны, Матисс использовал еедля создания пластической альтернативы кубизму. Кроме того, он восхищался ее «выдуманными плоскостями и пропорциями». Это нашло отражение в его скульптурах этого времени, например в «Двух негритянках» ( 1908), большие головы, круглые груди и выступающие ягодицы которых напоминают некоторые образцы африканской пластики. Но «выдуманные плоскости и пропорции» очевидны и в его живописи этого времени, где они помогли Матиссу упростить рисунок и освободить цвет от описательных функций. Это особенно заметно в главном примитивистском холсте Матисса «Голубая обнаженная: воспоминание о Бискре» (1907), который, как и его скульптурный аналог «Лежащая обнаженная I» (1907), является радикальной переработкой академической темы обнаженной натуры.