Пробные съемки
03.02.2018Я не помню всех подробностей пробных съемок, но с первого же раза я почувствовал, что в кадр входит не исполнитель роли, а живой Арбенин.
Николай Дмитриевич настолько полюбил этот образ, настолько вжился в него, что Арбенин стал для него второй натурой. Даже когда картина была окончена и, казалось бы, ничто не заставляло его думать о ней, уже после войны, когда созданные им в театре образы Отелло или Лира должны были бы заслонить образ Арбенина, он все время возвращался к нему. Его большой успех в этой роли в театре, увенчанный в 1965 году Ленинской премией, был выношен в течение многих лет. Николай Дмитриевич неоднократно говорил мне, что начало этому было положено тогда, на нашей картине, и что он навсегда сохранит глубокую признательность Тамаре Федоровне Макаровой и Сергею Аполлинарьевичу Герасимову, которые дали ему возможность работать над этим образом. Нужны срочно деньги? Металлолом можно сдать в таком случае и получить неплохую сумму.
Подружились мы с ним сразу, в самом начале картины. Как-то совершенно случайно он оказался в моей операторской кабине, мы уселись в ампирные кресла карельской березы, остатки большого гарнитура, стоявшего когда-то чуть ли не в Государственном Совете и волею судеб доживавшего свой век на «Ленфильме», и у нас завязался неторопливый разговор об операторской работе и актере и о прочих связанных с этим вещах. Оказалось, что Николай Дмитриевич знал мои ранние картины, которые мы делали еще с Владимиром Михайловичем Петровым, и помнит, как они были сняты, в особенности «Фриц Бауэр» и «Беглец».